Сила живого образа

Игорь Обросов

Заметки художника
Весенние выставки московских художников открываются в дни обновления природы, когда каждый солнечный луч вызывает в людях радость. Нарядная, надевшая зеленый убор природа зовет художника к искреннему разговору о жизни, обо всем, что находит отзвук в его душе.
Есть у Льва Николаевича Толстого любопытное рассуждение «Чутье». Там говорится: «Человек видит глазами, слышит ушами, нюхает носом, отведывает языком и щупает пальцами. У одного человека лучше видят глаза, а у другого хуже. Один слышит издали, а другой глух. У одного чутье сильнее, и он слышит, чем пахнет издалека, а другой нюхает гнилое яйцо, а не чует. Один ощупью узнает всякую вещь, а другой ничего на ощупь не узнает, не разберет дерева от бумаги. Один чуть возьмет в рот, слышит, что сладко, а другой проглотит и не разберет, горько или сладко».
Как хорошо сказано — коротко, вразумительно, мудро! Мне кажется, что слова Толстого о чутье вполне применимы к нашему брату художнику. Один объехал всю страну из конца в конец, за границей побывал, колесит-колесит, а в искусстве дальше своего носа не увидел, цену простых вещей не узнал.
Другой облюбует себе один уголок земли, найдет нечто близкое своей душе — и своим искусством делает этот уголок близким множеству людей. Не нужно понимать меня примитивно: я не против поездок.
На здоровье! И сам люблю ездить, люблю встречи с людьми, новые впечатления. Художнику их ничто не заменит. Но важно во всем докопаться до корня, дойти до самой сути.
Меньше всего мне хотелось бы кого-то поучать. Но я убежден, что без истинной взволнованности художника, который хочет поделиться с другими пережитым, сокровенным, ничего путного в искусстве не получится. Можно блеснуть удачно найденным приемом, острой композиционной находкой, красивым колоритом, можно поразить зрителя техническими ухищрениями ремесла, но справедливо ставишь самому себе вопрос: для чего все это? Достиг
ли художник простоты, правды, сказало ли его произведение что-то новое сердцу зрителя?
В последнее время мы были свидетелями очень многих выставок — больших и малых, групповых и персональных, итоговых и тематических. Такое обилие выставок само по себе имеет положительное значение: количество постепенно перейдет в качество. С другой, немаловажной стороны, быстрая смена выставок не дает возможности художнику сосредоточенно осмыслить окружающую жизнь. Для этого нужно время, нужна достаточная дистанция. И все же многие авторы, участвующие в выставках, выступают достойно. В самых разных работах — пейзажах, портретах, композициях — заметно усилился интерес художников к обобщению, типизации, к сложным, неоднозначным решениям. Отраден интерес художников к внутреннему миру человека, к его характеру и психологии…
Московская весенняя выставка собрала в нескольких залах около тысячи участников. Смысл таких выставок видится в том, что они выносят на широкий суд зрителя творческую мастерскую художника, его поиски.
Задача современного художника—открыть в себе новое отношение к изображаемому и потом при помощи пластических средств сделать это открытие достоянием всех.
Мир чистый, светлый, проникновенно человечный я вижу в работах таких художников, как Г. Захаров и И. Табенкин, Н. Нестерова и И. Тимченко, В. Вейсберг и Д. Жилинский, П. Никонов и Э. Браговский. Сложная связь человека сегодняшнего мира с историческим прошлым родной страны открывается в работе Виктора Попкова «Старые фрески рассказывают… (Северная часовня)». Безыскусственно, душевно, с почти детской наивностью рисуют зримый мир молодые художники Г. Ишина, Ю. Козырев, Р. Коньков, умудренные опытом Б. Милюков,
Е. Аблин, В. Штраних. В монументальных работах художники ищут сочетания реальности и условности, прибегая к выразительной деформации деталей. В. Штраних стремится поэтически претворить реальные наблюдения.
Интерес вызывают всегда работы Дмитрия Жилинского. Это художник удивительного трудолюбия. После окончания художественного института он сам стал преподавателем. Ныне он уже профессор, известный художник, работы которого с успехом экспонировались недавно в Италии. Для него характерен поиск гармонии человека и природы, выражение многообразных связей между людьми и природой, которая их окружает.
Каждое произведение художника — итог громадной духовной работы; часто за той или иной талантливой вещью мастера стоит его биография, его жизнь. Крупнейшие наши выставки отражают качественные изменения искусства, его поступательное развитие, его новаторскую сущность и художественную силу. Это можно видеть и на московских выставках и на всесоюзных.
Жизнь и творчество художника — и молодого и представителя среднего и старшего поколений — подчинены благородной задаче сближения искусства с жизнью наших людей, поискам образных средств, помогающих раскрыть духовный мир современника. Художник — это, прежде всего большая любовь к людям, к жизни, к родной земле. Равнодушие и работа в искусстве — вещи несовместимые. А любовь, по словам одного старого писателя,— это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль собственным путем.
Когда мы произносим слово «художник», в нашем представлении возникает образ человека, способного претворять действительность в образы. Через художника проходят токи эпохи, токи высокого духовного напряжения.
Он причастен всем радостям и болям своего времени.

Журнал Юность № 6 июнь 1973 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Share and Enjoy:
  • StumbleUpon
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks
  • MySpace

Запись опубликована в рубрике Литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − девять =