Помним!

Молодежь Калужской области бережно хранит память о подпольной комсомольской группе, действовавшей в оккупированном гитлеровцами городе Людинове в 1941— 1942 годах. Группу эту возглавлял комсомолец Алексей Шумавцов.
Молодые подпольщики выполняли задания разведывательного характера, были «глазами и ушами партизанского отряда, созданного близ Людинова, Много смелых диверсий совершили комсомольцы; жгли немецкие склады, взорвали электростанцию и плотину, пускали под откос поезда, выводили из строя линии связи. По донесениям юных патриотов наши самолеты бомбили вражеские объекты в Людинове.
О подвиге Алексея Шумавцова и его боевых товарищей: Александра Лясоцкого, Анатолия Апатьева, сестер Зины, Тони и Шуры Хотеевых и других — рассказывалось в журнале «Юность» № 5 за 1957 год.
Подпольщиков предал изменник родины, фашистский прихвостень, полицай. Фашисты замучили и расстреляли вожаков группы.
Но герои бессмертны, Алексею Шумавцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а его боевые друзья награждены орденами.
6 июля в Людинове состоялся День памяти героев-комсомольцев. В этот день был проведен объединенный пленум Калужского промышленного обкома и Людиновского горкома ВЛКСМ. На месте, где были зверски замучены А. Шумавцов и А. Лясоцкий, была торжественно открыта памятная плита, у железнодорожного полотна — бюст Алексея Шумавцова. В городском парке культуры людиновцы создали музей комсомольской славы. Его открыли в этот день.
В гости к людиновцам приехало много молодежи из Калуги и области, из других городов страны, Свое обращение к людиновцам прислали Алексей Маресьев и космонавты Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.
Вот что написали людиновцам космонавты:
«Дорогие людиновские комсомольцы! Друзья! Очень рады приветствовать вас в этот незабываемый день — День памяти героев-комсомольцев, действовавших в вашем городе Людинове в годы Отечественной войны.
В нашей стране установилась славная традиция всенародного чествования героев, павших за свободу и честь Родины. Никогда не изгладятся из памяти народа героические подвиги сынов Ленинского комсомола, совершенные ими в годы Отечественной войны. Вместе с памятью о молодогвардейцах, подвигах Зои Космодемьянской, Саши Чекалина. Лизы Чайкиной и многих других мы с гордостью вспоминаем славные имена людиновских комсомольцев-подпольщиков во главе с Героем Советского Союза Алексеем Шумавцовым.
Юные подпольщики бесстрашно действовали в оккупированном Людинове. Смелыми диверсиями они помогали громить врага.
Родина помнит своих сыновей. Нам хочется сказать словами поэта Роберта Рождественского:
Мечту пронесите через года
И жизнью напомните!..
Но о тех, кто уже
не придет никогда.
Помните!

Людиновские герои отдали свою жизнь, чтобы вам жилось счастливо и радостно.
Светлая память о многих патриотах Людинова будет переходить из поколения в поколение. Пусть их замечательные образы служат вдохновляющим примером для советской молодежи, строящей коммунизм.
Желаем вам, дорогие друзья, больших успехов в дерзновенном труде во имя этой великой цели.

В. ТЕРЕШКОВА, Ю. ГАГАРИН, Герои Советского Союза, летчики-космонавты СССР»

7 июля в Людинове был устроен большой спортивный праздник, посвященный памяти юных подпольщиков.
В. Дидоренко, Г. Кунакова, Р. Панферов, В. Пухов.

Улица Дурова, 2
В коридорах одной из школ Дзержинского района г. Москвы можно увидеть фотомонтажи, которые восхищают высоким мастерством, умелой и подчас оригинальной композицией. Мы заинтересовались: какой фотокорреспондент из какой центральной газеты шефствует над школой? Сдерживая смех, старшеклассники ответили, что «собственный фотокорреспондент школы» учится в… 9-м классе и никакого отношения к прессе не имеет.
Видя, что на наших лицах появилось недоумение ребята наперебой стали перечислять:
— У нас есть и радисты-операторы, и фотокорреспонденты, и массовики-затейники, и шахматные судьи, и даже балетмейстеры.
— Где же и когда они этому научились?
Вместо ответа нам дали бумажку с адресом. Так мы оказались на улице Дурова, в доме № 2. Здесь помещается Дом комсомольца-школьника Дзержинского района. Первый в Москве да, наверное, и не только в столице. Открылся он три года назад.
В этом Доме школьникам предоставлена свобода инициативы и нет той мелочной, назойливой опеки, которая превращает интересные, увлекательные и живые дела в скучные мероприятия.
Комсомольский штаб, состоящий из 18 человек, продумал и составил план работы Дома. И в первую очередь решено было организовать школу комсомольского актива. В то время только, что прошли отчетно-выборные комсомольские собрания, и многие вновь избранные секретари школьных комитетов не знали еще, как начать работу.
Годичная школа пользовалась такой популярностью, так много давала нужного и полезного, что в нее порой записывался весь комсомольский актив той или иной школы.
Работники Дзержинского райкома комсомола прочитали цикл лекций по истории комсомола. Из героического прошлого они всегда умело перекидывали мостик к современным делам советских юношей и девушек, молодежи своего района. Журналисты центральных газет увлекательно и интересно рассказали о героях-комсомольцах Олеге Кошевом, Лизе Чайкиной, Зое Космодемьянской и о многих других, чья жизнь и подвиг всегда будут жить в памяти народной. Приезжали к ребятам и старые большевики,
Комсомольский штаб Дома продолжал думать и о создании школы общественных профессий. Постепенно все четче и четче стали вырисовываться ее цели и задачи.
Конечно, помогли в этом деле педагоги.
В одни из сентябрьских дней 1961 года почти во всех школах Дзержинского района появилось объявление. В нем говорилось, что при Доме комсомольца-школьника открывается школа общественных профессий, где можно приобрести специальность фоторепортера, радиста-оператора, массовика-затейника, организатора и судьи шахматного матча. Прием в школу — по путевкам комитета комсомола.
Объявление как объявление. И ребята вначале несколько скептически отнеслись к нему. А некоторые вообще недоумевали: «Что это за такая школа общественных профессий, что она даст, кто там будет обучать?»
Но ребят заинтересовало, что в гости к слушателям школы будут приезжать киноартист Алексей Баталов, известный кинооператор и режиссер Роман Кармен. Встретятся они с шахматистом Василием Смысловым, писательницей Варварой Карбовской, поэтом Григорием Левиным и со многими другими деятелями литературы, искусства, кино.
Прельщало ребят и то, что успешно сдавшие зачет получат настоящее удостоверение об окончании школы и о получении той или иной профессии.
В школу посыпались заявления, рекомендации, просьбы. И даже жалобы: почему, мол, не зачислили, почему не дали путевку?
Такое наблюдается ежегодно. В этом году особенно велик наплыв желающих приобрести профессии.
Вот с жалобой пришел парнишка: ему в комитете комсомола не дают рекомендации из-за того, что он учится в седьмом классе. А ведь на шахматном чемпионате школы он на 21 -м ходу поставил мат лучшему шахматисту школы, второразряднику Виктору Синицыну, который учится в десятом классе. Видя, что ему не доверяют, семиклассник достал из кармана курточки диаграмму с вариантом решения неоконченной партии Ботвинник — Петросян.
«Ребята считают, что оно ничуть не хуже того, какое Таль привел в «Советском спорте».
«Сраженные» такими доводами, руководители школы заверили парнишку, что ему помогут приобрести профессию шахматного судьи. «Ну, вот и здорово!» — резюмировал он и освободил место следующему «просителю».
Это была сухонькая старушка. Не спеша усевшись на стул и поставив «авоську», набитую свертками и кульками, она начала:
— Вы что же это, милые?! В прошлом году внук не мог получить специальность, и сейчас не разрешаете. Почему не записываете его?
Марии Антоновне — так звали старушку — вежливо и спокойно разъяснили, что в школу общественных профессий ее внука принять не могут, так как ему не дает рекомендации комитет комсомола школы. Видно, он считает, что Владик не заслужил доверия и права заниматься в школе.
В школе общественных профессий уже было два выпуска. Многие из ее питомцев работают по специальностям, которые они здесь получили. Другие нашли применение полученным профессиям непосредственно в своей родной школе. Можно с полной уверенностью сказать, что проблема — кому заведовать радиоузлом, судить шахматный матч, сделать снимки для стенгазеты, быть массовиком-затейником на школьном вечере или в пионерском лагере — перед учащимися Дзержинского района почти не стоит: инструкторы школы общественных профессий отлично справляются со всем этим.
…Постепенно Дом комсомольца-школьника пользовался все большей и большей популярностью. Сюда шли, чтобы почерпнуть сведения о том или другом событии, узнать, что нового и интересного в жизни района; приходили за помощью и советом. Иногда даже целым классом.
Нередко в Доме можно было увидеть учителей. Одни просили помочь организовать диспут. Другие советовались, как лучше провести в классе отчетно-выборное комсомольское собрание.
На каждом этаже, в каждой комнате можно было найти столько интересного, что ребята подчас не знали, чему отдать предпочтение. Ведь в Доме комсомольца, помимо школы общественных профессий,— 14 кружков.
Мальчики, как правило, избирают авиа-, авто-, фото- и радио-кружки. Девочек в основном привлекали «женские» профессии; машинопись и стенография стали их полной монополией. В кружках струнном, хоровом, хореографическом занимаются около 300 школьников.
Дом комсомольца-школьника является запевалой самых разнообразных начинаний в районе, фотокружок регулярно проводит конкурсы на лучший фотоснимок из жизни молодежи. Театральный кружок провел месячник смотра театральных коллективов и конкурс на лучшего чтеца. На празднике музыкальной весны выявляется лучший хор, солист.
Все эти конкурсы, праздники стали популярными и традиционными; в них принимают участие все школы района.
Примерно год назад в районе начали создаваться клубы старшеклассников. Чтобы помочь им в этом деле, при Доме комсомольца был специально создан выездной
клуб «Содружество». Хотя он проводил «проблемные» вечера, диспуты и творческие встречи непосредственно в школах, основная его цель была помочь комитетам комсомола в создании клубов старшеклассников. Сейчас в районе их столько, что уже проводятся конкурсы на лучший клуб.
Жизнь тем временем подсказывает новые формы работы, новые темы, планы. Недавно в школы района была разослана анкета с рядом вопросов. «Твое представление о комсомольском долге?» — таков был первый. Почти половина участвующих в заочном диспуте ответила примерно так; «Не щадя сил, строить коммунизм. Быть достойными своих отцов и старших братьев, приумножать их славные революционные и трудовые подвиги. Отдавать все силы, знания борьбе за счастье своего и других народов».
…Один из вопросов анкеты гласил: «Черты комсомольского характера, которые ты ценишь выше всего?». Большинство старшеклассников ответило: «Честность, правдивость. Уважение к человеку, любовь к своей Родине. Интернационализм, гуманизм».
Как символичны эти ответы! О многом они говорят, многое раскрывают. И, прежде всего — высокие нравственные принципы, которые воспитывают в наших детях школа, комсомол.
Дом комсомольца-школьника делает полезное и нужное дело.
А. Большаков, А. Френкель

Журнал «Юность» № 9 1963 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Share and Enjoy:
  • StumbleUpon
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks
  • MySpace

Запись опубликована в рубрике Литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 4 =