Наследственный бизнес – основа глобальной экономики. Доля семейных компаний в мире превышает 2/3. Они занимают ведущие места во многих отраслях, и выпуск строительных материалов не исключение. Здесь к family-брендам зачастую относятся теплее, чем к огромным конгломератам. Но принимая решение о приобретении фамильного продукта в столь ответственной нише, как строительство, необходимо знать важные нюансы.
Это интересно!
По данным Family Business Institute, лишь 30 % семейных компаний сохраняют жизнеспособность при втором поколении собственников, 12 % – при третьем. При четвертом и далее остаются на плаву всего 3 % – именно они наглядно демонстрируют свою стабильность и надежность.
Совет первый. Обращайте внимание на уникальность предлагаемой продукции
Стоит выбирать компанию с уникальными предложениями. Ведь, как правило, успешный и надежный семейный бизнес начинается с новаторской идеи, ноу-хау, революционного прорыва. Например, американская компания Moehlenpah Engineering (после слияния с Gang-Nail Systems, Inc. – MiTek Industries, Inc.) привлекла покупателей так называемым конструктором для взрослых. Бренд предложил деревянные строительные элементы, соединяющиеся между собой зубчатыми металлическими пластинами. Сегодня такие инженерные решения используются в 40 странах.
Интересна и история немецкого бренда fisсher – одного из лидеров в сфере инновационного крепежа. Более чем 70 лет назад основатель, Клаус Фишер, решил, что нужно стремиться к максимальной простоте применения крепежа. Девиз компании – «Будущее за продукцией, умеющей думать за людей». Яркий пример оригинального продукта – универсальный дюбель, который адаптируется под тип строительного основания. Маленький крепежный элемент сам выбирает оптимальный способ функционирования: распор, закручивание или складывание.
Еще один любопытный пример – Морис Фриске, который в 1948 году изобрел компактный настенный газовый котел. Француз не побоялся предложить свою разработку рынку, где царствовало угольное и жидкотопливное оборудование. Более того, необычный отопительный агрегат автоматически управлял температурой теплоносителя – невиданное по тем временам дело. Сердцем котла стал медный теплообменник, змеевик которого сваривают при температуре 1200 0С с применением серебра. Благодаря такому сверхнадежному и долговечному решению бренд получил право сравнивать свою продукцию с автомобилями Rolls-Royce. И вот уже много десятилетий FRISQUET является единственной семейной компанией во Франции, которая производит такую технологически сложную продукцию, как отопительное оборудование.
«Мы уже продали два миллиона котлов – огромная цифра для компании, родившейся в небольшом европейском городке. Однако, придумав однажды вау-продукт, его нужно совершенствовать. Категорически нельзя предлагать покупателю одно и то же годами. Поэтому мы постоянно дополняем наше оборудование технологическими разработками. Например, в конденсационных котлах заложена эксклюзивная функция переключения в модульный режим. Есть низкотемпературные с системами экономии топлива, сокращающими потребление газа на четверть», – комментирует Франсуа Фриске, генеральный директор компании FRISQUET, лидера французского рынка отопительного оборудования.
Совет второй. Оценивайте качество продукта и гарантии
Каждый винтик, каждая деталь – для продуктов настоящих фамильных предприятий мелочей нет. Надежная семейная компания просто не может позволить себе брак, ведь это несмываемое пятно на репутации. При этом уверенный в качестве family-бизнес зачастую дает более долгосрочную гарантию покупателю не только на саму продукцию. Обязательства могут распространяться даже на наличие в течение 20 лет запасных частей к оборудованию, которое уже снято с серийного производства.
Некоторые наследственные бренды практикуют «клеймо мастера»: например, уже упомянутые выше котлы FRISQUET комплектуются вручную, и на каждом пишутся фамилия и имя сборщика. Таким образом, любое изделие можно идентифицировать.
Для постоянного контроля за выпускаемой продукцией семейные предприятия даже открывают собственные лаборатории – так поступил бренд Mapei, производитель строительной химии. Основатели – семья Скуинзи – открыли на каждом заводе компании центры для отслеживания входящего сырья, тестирования образцов и наблюдения за производственными процессами и проверки выходящих товаров.
Часто лаборатории на предприятиях ведут полноценную исследовательскую работу.
«Нередко результатом научной деятельности становится расширение продуктовой линейки. Так, компания fischer много лет назад представила на рынке капсульный химический крепеж. Заполненная смолой и отвердителем капсула устанавливается в высверленное непрочищенное отверстие, а затем монтируется анкерная шпилька. Например, время схватывания уже новой разработки fischer — капсулы RM II — составляет всего пять минут (при температуре +20-29 0С)», – говорит Андрей Егоров, генеральный директор fischer в России.
Бренд, ведущий научно-исследовательскую работу, – сильный бренд, и качеству его продукции точно можно доверять.
Совет третий. Осведомитесь о технической поддержке и сопровождении товара
Отличительная черта многих семейных компаний в строительстве – они готовы по-настоящему взять покупателя под крыло. Подобное поведение вполне естественно, ведь человек ожидает повышенного внимания, акцентированного и индивидуального сервиса. И действительно, на семейных предприятиях ничего не поставлено на поток, им важен каждый клиент. Схема «продал товар и забыл о покупателе» в таком бизнесе не работает, поэтому немало компаний обеспечивают высокоуровневый сервис, а в сфере оборудования поддержка может быть и вовсе круглосуточной: её предлагают производители насосов, котлов, электроворот, шлагбаумов и прочей сложной техники. По любому вопросу, связанному с ремонтом и обслуживанием, можно позвонить по телефону горячей линии, оператор даст консультацию и при необходимости отправит прямо домой к покупателю бригаду специалистов. Не нужно серфить в Интернете расположенный неподалеку сервис, самостоятельно демонтировать оборудование и куда-либо его увозить.
Совет четвертый. Узнайте историю компании
Если есть желание выбрать продукт на века, то стоит уточнить, когда основана компания и какое поколение управляет ею. К сожалению, есть немало примеров, когда семейные бренды переставали быть таковыми уже в первом поколении из-за конфликта отцов и детей. Это значит, что ни о каких наследственных ценностях, семейном вдохновении и общей идее говорить не приходится.
Увы, бывают случаи разрушения бизнеса с огромной историей: так, японская фамильная строительная компания Kongo Gumi была основана в 578 году и просуществовала 14 веков. Компания не смогла пережить 80-е годы прошлого столетия. Из-за ошибок в управлении была поглощена Takamatsu. Теперь Kongo Gumi является лишь филиалом этого холдинга, хотя до сих пор управляется семьей Конго.
Во избежание разрушения готовить преемника должны заранее, буквально с детства, выбирая не формальный подход по старшинству, а по способностям. Старые устойчивые бренды нередко раскрывают информацию о том, как идет процесс подготовки: где будущий глава получает образование, на какой должности работает (часто старт происходит с самых низов). Порой просветительская деятельность выходит за пределы семьи: Клаус Фишер (fischer) учредил фонд для содействия в области образования детей и молодежи, который сотрудничает с университетами, школами и даже детскими садами.
Совет пятый. Уделите внимание кадровой политике бренда
Отношение руководителей компании к работникам немало говорит о её принципах. Текучка – плохой признак, ведь в семейных фирмах принято трудиться годами не только в руководящем аппарате, но и на рядовых должностях. Для устойчивых family-компаний сотрудники – предмет особой гордости, отношения между ними и их лидером часто открытые и доверительные. Бывает, что всех своих людей владельцы бизнеса знают по именам, они в курсе способностей и склонностей каждого.
Франсуа Фриске так отзывается о Жан-Габриеле Мациоци, который занят на сварке медных змеевиков теплообменников знаменитых котлов: «На этот этап нельзя поставить случайного человека. Жан-Габриель работает на нашем производстве уже более 20 лет, это опытнейший сварщик в области отопительного оборудования, до этого прошел этапы монтажа теплообменника, сектор пресса. То, что он делает сейчас, – очень ответственно, требует опыта, мастерства и точности движений, и я, как руководитель, полностью доверяю своему сотруднику».
Франсуа Фриске добавляет: холодность и расчет должны присутствовать только при работе с цифрами, а не с людьми. С ним сложно не согласиться. Известно, что повышенная социальная ответственность, нестандартные подходы к решению кадровых вопросов, более дружественная атмосфера на семейных производствах положительно сказываются на преданности сотрудников делу и, соответственно, на качестве продукции.
Нужно сказать, что Россия перестает быть в стороне от такого явления, как семейные компании. Правда, пока только 5 % фамильных брендов перешли ко второму поколению владельцев. Тем не менее уже заметны удачные примеры в сфере производства продуктов питания, одежды. В строительной отрасли даже есть долгожители. Так, красноярская семейная строительная мануфактура «Ковчег», которая производит высокопрочные изделия из бетона для благоустройства и строительства, существует с 1986 года и управляется уже детьми и внуками создателей. Еще один пример фамильного бизнеса – компания «РосСтройИнвест» из Санкт-Петербурга. Работает на рынке с 2002 года и имеет в послужном списке свыше миллиона квадратных метров сданного жилья. Так что традиции истребленных во время революции предпринимательских династий медленно, но верно возрождаются.
Пресс-служба FRISQUET