Что же такое шефство?

Посетитель оказался настойчивым…
Мало ли людей приходят ежедневно в областное управление сельского хозяйства, интересуются сельскохозяйственной техникой. И этот тоже интересовался:
— Какие существуют навесные орудия для трактора «ДТ-54»?
— Для «ДТ-54» еще нет, есть только для «С-80».
Ну, нет так нет. На нет, как говорится, и суда нет. Поворчат, поругают областное управление, Министерство сельского хозяйства и уйдут. Этот не ушел. Долго листал брошюры, внимательно рассматривал чертежи и все время хмыкал недовольно и явно иронически.
— Чем иронизировать, молодой человек, лучше бы взяли да подумали, как приспособить эти самые орудия,— не выдержала сотрудница управления.—  Критиковать — самое легкое дело.
— Я и думаю. Да и не один я.
— А вы откуда?
— С Калужского машиностроительного.
Калужский машиностроительный завод известен всей стране. Из его ворот выезжают тепловозы, но сельскохозяйственных машин завод не выпускает. Почему же инженер-конструктор этого завода Николай Ефремов вдруг заинтересовался навесными орудиями для «ДТ-54»?

ТРАКТОРИСТ ЕДЕТ НА ЗАВОД
В углу ремонтной мастерской колхоза «Завет Ильича» стоял новенький сварочный аппарат. При одном взгляде на него у молодого механизатора Николая Терехова портилось настроение. Стоит, а что толку? Сварщика-то нет!
Вот и сейчас Николай раздраженно повертел в руках сломанную деталь и выскочил из мастерской, хлопнув дверью. Работы на полчаса, а придется целый день терять, в РТС ехать… Где взять сварщика?
Об этом же думали и в правлении колхоза. Можно, конечно, послать кого-нибудь на курсы, но ведь это очень долго, да и прием там только осенью. Председатель колхоза Иван Васильевич Шалопкин предложил:
— Попросим какой-нибудь калужский завод. Пусть выучит на сварщика одного из наших парней, хоть того же Терехова. Неужели не помогут?
Помогли, конечно. И Николай поехал учиться искусству сварки у рабочих Калужского машиностроительного.
Завод ему понравился. Понравилась серьезность, с какой взялся за его обучение один из сварщиков. Понравилось, что он годами ненамного старше ученика: свой брат. Понравилось, с какой готовностью и рабочие и мастера объясняли Николаю все непонятное. Но особенно подкупало то, что все с интересом расспрашивали о колхозе. Какая там техника? Как ремонтируют тракторы? Где выгодней ремонтировать: в РТС или в колхозе?
Николай объяснял, как умел. Техника, мол, большая, ремонтировать машины в колхозе куда быстрей и дешевле. Только инструмента и запасных частей маловато. На заводе расспрашивали не зря.
В колхоз «Завет Ильича» отправилась целая делегация, «комплексная», как называли ее в шутку: технолог, конструктор, инженер-строитель, начальник группы механизации, токарь, электрик.

НАДО ЧТО-ТО ПРИДУМАТЬ
Вьется над дорогой пыль, подпрыгивает и дребезжит на ухабах старенький автобус. Вот и правление колхоза «Завет Ильича». Приехали! Колхоз обыкновенный. Таких немало в Козельском районе, Калужской области. 4 800 гектаров земли, 16 тракторов, 14 автомашин, комбайны, сенокосилки — всю технику и не перечислишь. Много хозяйственных построек, новых домов, есть школа, библиотека, клуб.
Как во всяком колхозе, почетное место занимают механизаторы. Две тракторные бригады. Впрочем, нет. Теперь уже одна. И называется она «бригада механизации». В колхозе нужны не просто трактористы или комбайнеры, а механизаторы широкого профиля, такие, как Иван Карасев. Он работает и на тракторе, и на комбайне, и на картофелесажалке. Или комсомолец Павел Гордюшь — ученик Мануковского. Он один — целое механизированное звено, вырастил 100 гектаров кукурузы.
А что еще делают в колхозе механизаторы?
Вошла доярка в коровник, погрузила силос в люльку подвесной дороги. Дорогу сделали механизаторы. Журчит вода в автопоилках, не надо таскать целый день ведрами. Водопровод провели механизаторы. Заводские гости в правлении долго не задержались, пошли на фермы, в гараж, в мастерскую.
Конструктор Николай Ефремов долго стоял возле коровника. Доярки грузили навоз на машину. Тоненькая светловолосая девушка лет семнадцати тяжело оперлась на лопату, вытерла со лба пот, оглянулась на Николая, с трудом переводя дыхание. Тому почему-то стало стыдно, как будто он виноват в том, что
худенькой девчонке приходится выполнять эту тяжелую, грязную работу.
«— Надо что-то придумать. — Этими же словами — «Надо что-то придумать и — встретил его технолог Алексей Зевакин, возвращавшийся из колхозного гаража.
— Представляешь, у них двигатели с автомобилей снимают руками! — возбужденно рассказывал он.— А тракторные моторы… Нет, ты подумай: крюк какой-то висит на веревке, того и гляди оборвется: ведь мотор-то тракторный больше тонны весит!.. Они,— Алексей кивнул головой в сторону правления,— хотят поставить кран, а как это сделать, не знают. Мы расчеты на заводе подготовим, верно?..
Почти все трудоемкие процессы в животноводстве и в полеводстве механизированы, То, что еще не сделано, внесено в комплексный план механизации. А вот с ремонтом техники надо помочь.
Заместитель секретаря парткома завода Сурнин пригласил сельских механизаторов на завод.
— Посмотрите, как у нас работают. И с инструментом поможем. Только в обмен привезите металлолом, хотя бы ту стружку, что валяется в мастерской и вам работать мешает.
Услыхав это, колхозный токарь Володя Рубилин покраснел и опустил голову.
— Уберем, ясное дело, — пробормотал он.— Что мы, не понимаем? Просто привыкли как-то…
…Автобус до города идет два часа. В этом тряском помещении «комплексная» делегация и провела свое первое заседание.

МЫ ВСЕ КОМСОМОЛЬЦЫ…
Инна Ильяшенко — инженер-конструктор, молодой специалист, совсем молодой: всего четыре месяца на заводе. Она окончила Харьковский политехнический институт.
Анатолий Боголюбский — тоже инженер-конструктор, выпускник Московского института инженеров железнодорожного транспорта, тоже молодой специалист. Его рабочий стаж чуть побольше Инниного. А Иван Кузьмич Безрук начал работать, когда и завода-то еще не было, а имелись просто железнодорожные ремонтные мастерские.
Инна, Анатолий, Иван Кузьмич и еще десяток юношей и девушек сидят в узкой комнатке комитета ВЛКСМ завода. Инна с любопытством взглянула на комсорга Толю Дубровского: интересно, зачем он их сюда позвал?
Боголюбский уткнулся в толстую книгу, Инна взялась перелистывать газетную подшивку.
Дубровский объявил:
— Слово предоставляется начальнику отделения механизации товарищу Безруку!
Иван Кузьмич рассказывает о своей поездке в колхоз.
Закрыл книгу Анатолий Боголюбский, отложена подшивка, ребята придвигаются ближе: дело-то, оказывается, интересное! Комсомольцев просят подготовить чертежи и расчеты монорельса для гаража, подвесной дороги — словом, даешь в колхозе полную механизацию!
— Мы же не знаем сельского хозяйства! — удивленно говорит Инна.
— Но мы же инженеры! — возражают ей.— И нас просят о такой помощи, которую можем и должны оказать только мы. Или, по-твоему, мы годимся только картошку копать в подшефном колхозе?
….Опустели отделы заводоуправления. Рабочий день окончен. Из вестибюля доносится сухое пощелкивание мяча. Неистовые любители допоздна играют в настольный теннис. Ходит по коридорам грозная гардеробщица, стучит в двери:
— А ну, забирайте свои пальто! Кто еще остался?
Прикрепляя бумагу к чертежной доске, Инна думает: «Как там Сережка? Догадался разогреть суп или мрачно жует всухомятку, ворча на непомерно занятую жену?.. Ничего, любит пожаловаться на семейную жизнь, пусть-ка попробует холостяцкой…»
Она выбирает карандаш потверже. Задача оказалась — увы! — не такой уж простой. Инженеры, работающие над проектом, иногда отчаянно спорят, кричат друг на друга.
В мастерских, где будет установлена подвесная дорога, очень низкий потолок, балки слабые. Пришлось спроектировать специальные стойки. А сколько еще не решенных вопросов!

ЛОПАТА ИЛИ ЧЕРТЕЖНАЯ ДОСКА?
Ежится луна на небе, кутается в тучи, искоса посматривает на белые поля, на блестящую укатанную дорогу, ведущую в колхоз «Завет Ильича». Бригадир механизаторов, задумчиво взглянув на луну, а потом на часы, идет на шум мотора.
— Кончай! Знаешь, сколько сегодня мы наработали? — пытаясь перекрыть гул трактора, обращается он к трактористу.
Николай Амелин и Александр Шихин заменили на вывозке торфа несколько десятков человек, Саша работал на бульдозере, а Николай—на погрузчике, том самом погрузчике, который сконструировали сельские механизаторы, а сделали на заводе. Дружба механизаторов колхоза и инженеров завода не прекращается. Новые дела, новые проблемы.
И здесь хочется продолжить разговор, который начался в комитете ВЛКСМ Калужского машиностроительного завода. Обычно принято почему-то считать, что шефство — это помощь главным образом рабочими руками да время от времени выступления с концертами самодеятельности. Люди едут в подшефный колхоз помочь в уборке картофеля. Копают. Грузят картошку в мешки. Мешки — на машину. Десятки инженеров и техников в меру своих сил и способностей несколько дней орудуют лопатами.
А не лучше ли попросить одного из них придумать приспособление для погрузки? Молодые инженеры с машиностроительного завода не изобретали новых машин. Они усовершенствовали уже имеющиеся механизмы, приспособили их к местным условиям. Разумеется, если есть необходимость, заводские комсомольцы не испугаются лопаты. Но лучше все-таки освободить от лопаты и колхозника и инженера. А для этого понадобится чертежная доска.
Сейчас трактористы и комбайнеры, по сути дела, часто выполняют работу техника, а иногда и инженера. К этому их обязывает комплексная механизация. А знаний не хватает. И тут на помощь снова приходит заводская молодежь.
Каждый вторник в колхозе «Завет Ильича» читают лекции. И не только на темы «Есть ли жизнь на других планетах», «О любви и дружбе», а по материаловедению, обработке металлов, столярному и токарному делу. Читают их инженеры машиностроительного завода. Все это и есть настоящее шефство
И. СОЛОВЬЕВА Калужская область.

Журнал «Крестьянка» № 7 июль 1960 г.

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks
Запись опубликована в рубрике Промышленность. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *