Александр Перевозчиков Академии художеств СССР — двадцать пять лет. В начале нового года в Центральном выставочном зале и в залах академии на Кропоткинской улице открылись юбилейные выставки мастеров советского изобразительного искусства, посвященные преобразованию Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР.
История академии не знала представительнее форума, столь изобилующего прославленными именами, нежели эти экспозиции. С исчерпывающей полнотой и наглядностью большое разноречивое искусство страны представлено здесь высокими образцами творчества патриархов советской культуры, непосредственных преемников русского демократического искусства — В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Бакшеева, И. Грабаря, С. Коненкова, П. Кончаловского, М. Сарьяна, К. Юона, В. Фаворского и значительнейшими, лучшими произведениями мастеров последующих и ближайших к нам поколений — А. Дейнеки, 3. Азгура, В. Ефанова, Б. Иогансона, П. Корина, Кукрыниксов, В. Мухиной, Г. Нисского, Г. Коржева, Л. Кербеля, Т. Яблонской, Т. Салахова, Г. Иокубониса и многих других художников нашего времени. Мы выбрали для нашей вкладки несколько произведений действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств, в которых запечатлена молодость страны. Картина А. Моравова «В областном загсе» рассказывает о молодежи конца двадцатых годов. К председателю сельского Совета ввалилась и заполнила все пространство избы веселая свадьба. Счастливые лица жениха и невесты, яркие по колориту полушалки девушек, фигурка читающей газету у окна и, как напоминание о недавно закончившейся войне — остроконечная буденновка жениха — сколько во всем этом примет нового, начинающего утверждать себя строя! Художник, не скрывая своей гордой и радостной сопричастности изображенному, бережно переносит на полотно эти приметы нового быта, которые в живописной трактовке мастера вырастают до символов обобщающего значения. Имя народного художника СССР Ю. Непринцева прочно ассоциируется с его широко известной серией офортов «Ленинградцы», циклом портретов современников, но, прежде всего, конечно, с его знаменитой картиной «Отдых после боя», которая вспоминается так же легко, как стихи о Василии Теркине. Грозной теме — тревожной теме войны — посвящена одна из его работ последних лет, «Вот солдаты идут». От этого полотна словно пахнуло пороховой гарью, дымом гигантских пожарищ. Черные, зловещие пятна опаленной земли с одинокими уцелевшими колосками, по которой идут солдаты, мчатся танки… Прекрасные и яростные будни первопроходцев целины запечатлены народным художником РСФСР Д. Мочальским. Автор серии картин, посвященных жизни молодежи, строившей первые целинные колхозы и совхозы, он хорошо знаком с бытом новоселов.
Сдержанность, простота, пластичность — таков стиль полотен заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР И. Зариня. Строгие, мужественные по духу, незамысловатые в композиционном отношении, полотна И. Зариня очень эмоциональны. Это достигается умелым сочетанием ритмических, тональных, цветовых элементов. Слог живописи И. Зариня — романтически окрашенный, песенно-нежный. Мастер жанровых картин, живописец нередко выступает в амплуа портретиста и книжного графика. Жанровый портрет молодой девушки — последняя работа его как портретиста. Произведения народного художника СССР И. Клычева посвящены жизни и природе Туркмении. Краски, вобравшие в себя сочную яркость южного солнца, создают на полотне затейливый и прихотливый узор, чем-то напоминающий декор изделий народного промысла, старейшего из национальных искусств Туркменистана — коврового ткачества. «Ковровщицы»— одна из последних работ мастера. Многофигурные композиции, живописно инкрустированные множеством конкретных деталей быта, создают особенную красочную «среду обитания» его героев.
В творчестве мастера лирической композиции народного художника Юрия Пименова полотна, посвященные молодежи, занимают особое место. Широко известны его «Свадьба на завтрашней улице», «Задумчивая девушка», «Спор». Эти картины отличает неповторимая красочность. Мастеру жанра всегда было интересно неодноразовое обращение к одной и той же теме. Возможность неодинакового ее прочтения захватывала его как художника, захватывала и зрителя. Такие приглянувшиеся ему темы Ю. Пименов разрабатывает с величайшим тщанием и любовью, добиваясь праздничного звучания цветовой гаммы,— и тогда кисть художника создавала такие шедевры, как цикл картин и графических листов «Рассказы о москвичах» или серия полотен «Новые кварталы», за которую он был удостоен Ленинской премии. «В горах» — так называется полотно народного художника Армении Г. Ханджяна, пленяющее ясностью живописного языка, чистотой линий, непосредственностью исполнения. Хорошо поставленный рисунок поддерживается мягким колоритом и являет собой ту строгую в своей красоте и законченности пластику формы, которая надолго запоминается… Знакомство с экспозицией выставки дает непреходящее ощущение актуальности — время приобретает смысл и значение социальной категории. Атмосфера Революции, строек, Отечественной войны против фашизма, атмосфера «земли молодости» — живет в полотнах академиков, воссоздавая живописную летопись страны, ее лучшие и драматические картины, запечатлевшие навек для потомков путь советского народа, историческую эпоху строительства социалистического общества.
Журнал «Юность» № 3 март 1974 г.