На выставке Ренато Гуттузо

«Ты даешь землю, хлеб своей живописью», писал Пабло Неруда в поэме — «Ренато Гуттузо — художнику-реалисту Италии». Произведения этого художника были выставлены недавно в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Первое впечатление посетителя выставки — это впечатление человека, заново ощутившего всю простоту и сложность повседневной трудовой жизни. В этой жизни — истоки творчества Гуттузо. Он умеет рассказать о ней правдиво и точно. Однако Гуттузо — не равнодушный натуралист, регистрирующий события с холодностью физического прибора, нет, это человек, кровно заинтересованный в каждом сюжете, который он изображает, в каждом лице, в каждой вещи. Недаром, глядя на полотна художника, мы вспоминаем самые прогрессивные традиции итальянского искусства и особенно
кинематографа последних десятилетий. И там и здесь — интерес к простому человеку, пристальное внимание к его обыденной жизни, полной тяжелого труда, к его печалям и радостям.
«Швея», «Прачка», «Рабочий с киркой», «Человек, который ест спагетти» — люди, запечатленные на этих холстах, их заботы и переживания увидены и переданы с чувством глубокой человечности.
Одна из наиболее примечательных картин выставки — «Воскресенье у калабрийского рабочего в Риме». На фоне бедного городского квартала изображен человек, лицо которого кажется нам знакомым по итальянским фильмам. Это мужчина средних лет с усталыми задумчивыми глазами.
Усталая поза, усталые руки человека, привыкшего к тяжелой работе. Человек отдыхает: перед ним патефон и пластинка с какой-нибудь простой и любимой им песней — все, чем он может заполнить свое воскресенье.
Это грустный сюжет, но ни в самой фигуре рабочего, ни в выражении его лица нет обреченности, нет сломленности.
То же ощущение жизненной стойкости, силы рабочего человека вызывают у зрителя картины: «Шахтеры в каменоломне», «Серные копи», «Батраки», «Поход крестьян на помещичьи земли». Мы не только горячо сочувствуем героям художника — их суровые лица, крепкие, мускулистые тела внушают веру в победу человека и над силами природы и в борьбе за лучшую жизнь.
Даже картина «Смерть рабочего» не нарушает этого впечатления. На кровати, под белыми простынями — большое неподвижное тело. Голова у рабочего забинтована, на фоне простынь особенно четко выделяется темная бессильная рука. Кто виноват в этой смерти? Конкретного ответа на вопрос в картине нет, но зрителю ясно одно: умирающий рабочий — жертва, быть может, жертва катастрофы в той же самой каменоломне, которая изображена на соседней картине. «Смерть рабочего» — это голос художника в защиту дорогих и близких ему людей, протест художника-коммуниста, уверенного в своей правоте.
На выставке много рисунков Гуттузо. Уже по их названиям можно судить о том, как волнуют художника самые острые политические проблемы. «Фашисты в иностранном легионе» (1946 г.), «Война в Корее» (1950 г.), «Политический спор» (1958 г.), «Восстание в Алжире» (1960 г.), «Убийство Лумумбы» (1961 г.).
Это гневные, страстные рисунки.
Здесь же мы снова видим любимых героев Гуттузо: каменотеса, механика, возчика, крестьянку.
Даже для своих натюрмортов Гуттузо выбирает именно те предметы, которые хорошо знакомы и близки простым людям. Вот корзина, сплетенная из ивовых прутьев, вот молоток, клещи, картофель на желтой бумаге. Ко всем этим вещам уже прикасались или будут прикасаться грубоватые, натруженные руки, которые
так выразительно пишет Гуттузо. Недаром фоном одного из натюрмортов стал римский окраинный квартал, очень похожий на тот, где поселился рабочий из Калабрии.
Гуттузо одинаково силен и в изображении безлюдного сицилийского пейзажа и в передаче ритма городской жизни. Но его групповые композиции особенно интересны. Художника увлекает бесконечный людской поток, заполоняющий улицы. Он воспринимает этот поток не как безликую, серую множественность: он различает в нем живые и прекрасные лица, такие, как лицо большеглазой девушки в картине «Толпа». Портретное мастерство Гуттузо очень высоко.
Большим успехом пользуются у зрителя портреты замечательной киноактрисы Анны Маньяни и художника Гарайо. Для творчества Гуттузо характерно разнообразие чувств и настроений.
Вот «Девочка, которая ест мороженое». Сколько здесь радости жизни, нежности и зависти взрослого человека к детству! А вот «Заснувший ребенок». Эта картина проникнута глубоким сочувствием к ребенку. Мальчик, изображенный здесь, спит тяжелым сном рабочего человека. У него чистое детское лицо и большие руки взрослого.
Художник разнообразен не только в своих чувствах — выставка демонстрирует разнообразие его творческих приемов, рожденных в сложных и долгих поисках. Одни картины художника характеризуются особой выразительностью цвета, в других главное — линии и композиция. Четок и резок цвет в картине «Швея»; «Прачка» выделяется нарочитой небрежностью красок, здесь на первом плане физическое напряжение, усилие. Почти без цвета сделано большое -полотно «Толпа» — тут господствуют линии, эта картина интересна и своей композицией — расположением фигур.
Богатство мыслей, богатство фантазии художника создало и богатство формы. Реалистические традиции по-своему преломились в творчестве Гуттузо. Реализм Гуттузо экспрессивен: художника волнует то же, что волнует его героя; он подчеркивает это, не боясь показаться пристрастным.
Гуттузо создал на своих полотнах целый мир — живой, страдающий, не покоряющийся. Он горячо ощущает свое единство с этим миром и заставляет проникнуться тем же ощущением каждого, кто смотрит его живопись.
Т. АЛЕКСАНДРОВА

Крестьянка № 9 сентябрь 1961 г.

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks
Запись опубликована в рубрике Искусство. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *