Два художника показали на стендах «Юности» свои работы; состоялось их деловое, взыскательное обсуждение. Одному из них — бакинцу Фархаду Халилову двадцать шесть лет, его путь в искусстве только начинается. Он — живописец, который искренне и самозабвенно пишет родной Апшерон с его нефтяными вышками, тутовыми деревьями, рыбачьими лодками, старыми домами, гранатами на грубом крестьянском столе. Второй — москвич Вячеслав Смирнов. Он намного старше, опытнее Халилова, но выставка в «Юности» поможет ему определить главное и отбросить второстепенное, отрешиться от иллюстративности и красивости, постигнуть глубокий смысл работы художника.
Чем привлекают работы Фархада Халилова, художника чуткого, одаренного ощущением правды и колористического богатства мира? Для меня главное в художнике — сила живого чувства, движение его мысли. Можно найти в работах Халилова поспешность, но он увлечен живописным состоянием мира, людей, природы. Художник ведь выражает в своих работах и конкретные обстоятельства своей жизни и реальные условия быта, который его окружает, и собственный внутренний мир. Есть художники, для которых важнее всего передать предметность, воплотить видимое как бы в очищенном, украшенном виде. Для Фархада Халилова важнее всего правда образа.
В его картинах ощутимо стремление к символу, обобщению, к поэтизации. Для молодого художника, у которого все впереди, важно найти стратегическую цель в творчестве, видеть главное. Я знаю Фархада Халилова несколько лет, за эти годы он сделал шаг вперед, как художник заметно «повзрослел» в искусстве. Он пытливо изучает великое искусство прошлого, чтобы делать свое и по-своему. Всего двадцать работ показал Фархад в Москве, но в каждой из них есть влюбленность, взволнованность. Ему нужно много искать, работать, сомневаться — успех придет.
Об этом и говорили на обсуждении в «Юности» художники М. Никонов, Е. Расторгуев, Т. Нариманбеков, И. Обросов, О. Малышева, Б. Кочейшвили, М. Ройтер, критики Ю. Герчук, В. Ракитин.
Вячеслав Смирнов окончил мастерскую плаката в Суриковском институте, но плакату он предпочел графику, связанную с особой технологией. Перестроиться было непросто, и все же Смирнов с годами нащупывал и свою тему, образы, и свои решения. Художник любит работу, не жалеет труда. Вот его литография «Трамвайная остановка»: уголок нового города, улица опустела, людей нет, но их присутствие ощущаешь. Разнообразие фактур, удачное сочетание зеленого и серо-черного, острота композиции помогают художнику выразить взволновавший его мотив.
Нередко за основу художник берет цветовое решение — так построены листы «Юность», «Строят лодку», «Чистят рыбу». Он использует прием цветового нарастания в работах «Петропавловск. Камчатский порт», «Сахалин. Порт Корсаков». Смирнов много ездил, много видел. Перед ним так же, как и перед Халиловым, стоит задача определить главное, научиться ставить перед собой ближние и дальние цели.
Константин Георгиевич Паустовский как-то предостерегал молодых: талант, пытливость быстро заплывают жирком, исчезает то «святое беспокойство», что свойственно каждому человеку, ищущему наилучших путей. Художник в каждой работе должен начинать все как бы сначала. Он должен работать, «усовершенствуя плоды любимых дум, не требуя наград за подвиг благородный». Как часто мы забываем об этом!
Григорий Анисимов
Журнал Юность № 6 июнь 1973 г.