Почему простаивают вагоны.
Много лет мы говорим о том, что простои вагонов наносят ущерб и промышленным предприятиям, и самой железной дороге. Но положение дел вновь заставляет повторять эту истину. Знакомясь с итогами выполнения плана по выгрузке и обороту вагонов отделениями Октябрьской дороги, нередко приходится убеждаться: среди одиннадцати отделений Мурманское — в числе последних.
«Весомую лепту» в отставание вносят и грузополучатели, и сами железнодорожники. Приведу несколько давних и свежих фактов.
12 августа на грузовом дворе станции Мурманск пятнадцать часов простояли платформы с шестью автобусами для объединения «Мурманскавтотранс» — по той лишь причине, что у автотранспортников в этот день не нашлось… водителей. Новые автобусы всегда на этом предприятии ждут, а организовать их четкий прием не могут. Такое же повторилось через четыре дня, когда прибыла еще одна партия автобусов.
1 сентября на подъездных путях торгово-закупочной базы Северного флота на девятнадцать часов были задержаны три платформы с автомобилями из-за того, что грузополучатель не смог найти автокран.
13 сентября более суток на грузовом дворе станции Мурманск «загорала» платформа с тремя тракторами, адресованными областному агропрому. Сельскохозяйственники тоже не поспешили оперативно забрать свою технику и освободить платформу.
Справедливости ради надо сказать, что раньше фактов подобного рода было значительно больше. Благодаря пристальному вниманию хозяйственных, партийных и советских органов к вопросам использования подвижного состава, предприятия и организации намного сократили сверхнормативные простои вагонов. Повышена ответственность коллективов за убыточную для народного хозяйства задержку подвижного состава. Например, много было нареканий в адрес мурманской конторы «Росоптпродторг». Нельзя сказать, что организация разгрузки вагонов здесь стала образцовой, но сдвиги к лучшему заметны. И приемосдатчики, работающие на грузовом дворе, отмечают более оперативную подготовку конторы к приему своих грузов.
Но все-таки много еще предприятий и организаций, которые нет-нет да и преподнесут сюрприз железнодорожникам, продемонстрируют свою беспечность.
У самих железнодорожников с обработкой подвижного состава тоже далеко не все благополучно.
Около трех лет простоял на «задворках» станции Мурманск хоппер с цементом. Пришел без конкретного адреса. Поискали адресата, не нашли, да и позабыли о вагоне. Цемент пришел в негодность, а с ним — и хоппер. Говорят, отправили его куда-то резать на куски.
Несколько месяцев искали хозяина пиломатериалов, вагон с которыми стоял с весны до середины ноября.
Мурманчан часто подводят коллеги из других отделений дороги, создавая путаницу в документах, небрежно ставя отметки на вагонах. Но много проблем возникает и из-за недостаточной подготовленности самих работников мурманских станций. Коллектив Мурманского участка дистанции погрузочно-разгрузочных работ не справляется с выгрузкой вагонов не только из-за недостатка людей, но и из-за отсутствия механизмов, погрузчиков, захватных приспособлений.
По этим причинам на грузовом дворе станции Мурманск, например, 17 ноября скопилось 23 вагона с сахаром и девять вагонов с другими грузами. Вагоны с сахарным песком обычно разгружаются неделю и больше, потому что до сих пор не продумана механизация разгрузки.
Предвижу возражение: мол, легко указывать на недостатки тех, кого дефицит кадров держит за горло. Плюс дефицит механизации — беда всей отрасли.
Эти вопросы, конечно, не скинешь со счетов. Но нельзя списывать и собственную нераспорядительность, «забывчивость», влекущие дополнительные потери вагоно-часов. Только неразворотливостью можно объяснить, например, такой факт, что 17 ноября вагон из Мурманска в Мурмаши был отправлен лишь после суточного простоя.
За первую декаду ноября со станции Кола на станции западного направления несвоевременно были отправлены 9 вагонов. Они задержались на более чем 60 часов из-за неразворотливости диспетчерских служб.
Вот почему отделение дороги не справляется с планом разгрузки и оборота подвижного состава. И отставание это будет хроническим, если не решить вопросы эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ, если не повысить спрос с тех, кто страдает «забывчивостью» и нераспорядительностью.
Н. ЖУКОВ. Работник объединенного поезда на станции Мурманск, председатель группы народного контроля.
Газета «Полярная Правда» 24 декабря 1986 г.