Письмо января
Здравствуйте, дорогие шефы!
Меня зовут Геннадий. Я живу и работаю в Тюмени. Приехал сюда с ребятами сразу после демобилизации в мае прошлого года.
Пишу я к вам в редакцию потому, что у нас на стройке сложилась странная практика использования молодых, только что приехавших ребят. Взять, к примеру, меня. Шофер, тракторист, радиотелемастер, киномеханик — это мои специальности. В армии весь срок службы просидел за рулем и здесь хотел работать шофером, а определили в плотники, да и то не сразу. Сначала вообще был «на подхвате». Куда надо, где что не так — посылают. Наконец, дали постоянную работу — на теплотрассе бетонщиком. Конечно, работа эта важная, но почему ее должен шофер делать?
Тут мне рассказывали, что где-то в Стрежевом или в Сургуте не хватало шоферов, и двух бетонщиков послали в автошколу. Неувязка, правда? Ведь я классный шофер — меня дешевле в Стрежневой перевести, а тех ребят бы сюда на бетонные работы… А кончим теплотрассу — опять неопределенность. Мне должность шофера пока никто не обещает. Опять в подсобники идти?
Когда мы с ребятами отправлялись на стройку, у нас и сомнения не было, что будем работать по специальностям. А видите, что получилось. И все это потому, что учет специалистов, распределение их на работы, по объектам поставлен очень и очень плохо. Десять человек туда, двадцать — сюда. А почему не иметь заранее такой информации? какие нужны специалисты, сколько и куда? И стройке это выгодно, и нам хорошо: через полстраны не мотаться, не транжирить государственные средства. Ведь как чаще всего получается?
Приезжают сюда молодые ребята, помыкаются месяц-другой, поищут работу по специальности — и привет! — рассчитываются. Я рассчитываться не собираюсь, я сюда приехал всерьез. Потому и озабочен, чтоб работалось нормально. Не будет работы в Тюмени, попробую уехать на трассу строить железную дорогу до Нижневартовска. Из нашего строительно-монтажного поезда туда много народу перевелось. Не сразу, конечно. И наш бригадир — он тракторист — тоже туда собирается. На дороге работать труднее, чем в городе. И бытовые условия тяжелейшие. Но там это хоть оправданно: не будешь же строить среди болот пятиэтажное общежитие на год-два. А вот почему в Тюмени с бытом плохо, не понять. Мы с женой живем в общежитии в разных комнатах, но это еще ничего, жилье хоть постоянное. А тут половину наших ребят, которые жили в общежитии водников, сейчас выселяют. Навигация кончилась. Да и вообще у нас в общежитии беспорядка много, культработы никакой, спорта нет. В душ — и то только с двенадцати часов пускают. Говорят, приказ такой. А вот рядом общежитие завода медоборудования, так у них все нормально. Даже зависть берет.
Но не в этом дело. Мог бы я, конечно, сидеть и помалкивать, да тех ребят, кто на стройку приезжает, жалко. Ведь приедут со специальностями, а будут на побегушках прыгать, как мы прыгали.
Вот я и думаю, что, может быть, редакция журнала «Юность», как шеф стройки, сможет что-нибудь посоветовать или помочь, чтоб ребят сразу по специальности распределяли. Много еще специалистов потребуется: стройка большая, не на один год рассчитана.
С уважением Геннадий Акимов.
С письмом Геннадия мы познакомили начальника Главжелдорстроя Урала и Сибири Министерства транспортного строительства СССР Николая Ивановича КАЗЬМИНА
Вот что ответил редакции Н. И. Казьмин:
«Геннадий Акимов затронул очень важную проблему. Действительно, как организовать дело так, чтобы молодой рабочий рационально, с толком использовался с первых дней пребывания на стройке? Мне хорошо известно, что управление «Тюменстройпуть» много работает с молодежью, серьезно готовит рабочие кадры, помогает повышать юношам и девушкам квалификацию. И рядом с этим — случаи, описанные Геннадием,
Бывает так, что стройке позарез нужен тот или иной специалист, а его нет под рукой. И тогда, сознавая крайнюю нужду, молодые рабочие сами проявляют инициативу и временно берут на себя работу других. Так было в 522-м комсомольско-молодежном СМП, когда бригада путейца Виктора Малозина построила мост,— специалистов не было, а сроки поджимали. Тем не менее, длительное использование людей не по специальности нельзя считать нормальным. В частности, совершенно непонятно, почему Геннадию Акимову до сих пор не предоставлена работа шофера. Только в прошлом году управление «Тюменстройпуть» приняло на работу 145 шоферов, и, насколько мне известно, шоферы нужны стройке и сегодня.
Очевидно, основная беда здесь в том, что отсутствует элементарная встречная информация. Отдел кадров управления «Тюменстройпуть» не всегда знает, в каких специальностях нуждается тот или иной участок стройки, а прибывший молодой рабочий — где в первую очередь нужны его навыки, умение, опыт. Спрос не встречает предложения.
Мы примем все необходимые меры, чтобы в ближайшее время управление «Тюменстройпуть» наладило работу по учету и нормальному использованию специалистов».
Журнал Юность № 1 январь 1974 г.