Мечта Китти, девушки из Бомбея Это было в Лондоне осенью победного 1945 года. В огромный туманный город собралась тогда молодежь мира на свой Первый всемирный конгресс.
На одном из заседаний председательствующий предоставил слово Китти Думла, делегатке Индии.
— Сестры, братья, друзья, — бросила она в притихший зал, — горькую правду хочу поведать вам! Я прибыла сюда из страны горя и нищеты. Слезы застилают глаза, когда вспоминаешь, как на улице моего родного Бомбея ежедневно ночуют под открытым небом сотни тысяч бездомных. Приходилось ли вам видеть, как на джутовых и чайных плантациях вместе со взрослыми от зари до зари трудятся четырех—пятилетние дети?
Если нет, то приезжайте в Индию, и вы ужаснетесь, увидев это. Известно ли вам, что за последние три года более пяти миллионов моих соотечественников умерло от голода? Говорят, что молодость вызывает улыбку, радость. Найдете ли вы в мире столь молодое по своему составу государство, как наше?
Семьдесят процентов всех жителей Индии моложе тридцати четырех лет. Но это не вызывает у нас ликования, ибо эта молодость — следствие того, что средняя продолжительность жизни индийца не превышает четверти века. Знаете ли вы, что лишь один из каждых десяти моих земляков умеет читать?..
Мы не хотим жить, как рабы,— закончила свое выступление Китти. — Индия должна быть свободной и независимой!
…С тех пор прошло пятнадцать лет.
Давно уже сбылась заветная мечта Китти, мечта всего народа огромной страны. 26 января этого года индийский народ в десятый раз празднует День провозглашения независимой республики. От Гималайских гор до мыса Коморин, от Бенгальского залива до Аравийского моря четыреста миллионов индийцев приветствуют в этот день друг друга традиционной фразой: «Джай Хинд!» — «Слава Индии!».
Десять лет — срок ничтожно малый по сравнению с тысячелетней историей Индии. Но и за это время ее народ успел сделать многое в решающем сражении за укрепление независимости, за развитие национальной экономики.
Там, где вчера были джунгли «Молодой», «новый» — эти слова являются, пожалуй, самыми популярными в сегодняшней Индии. Республику называют молодой. Жизнь, которую строит индийский народ на своей земле, называют новой. И это понятно: страна освободилась от двухсотлетнего ига колонизаторов.
Но, пожалуй, чаще всего повторяется у в Индии слово «первый». Первыми являются гидроэлектростанции и плотины, перекрывающие русла бурных рек.
Строятся первые заводы и фабрики, прокладываются широкие ленты дорог.
Там, где до освобождения люди не умели даже расписываться, появляются школы. С тех пор, как последний английский солдат, пройдя через «ворота Индии» в Бомбее, покинул ее землю, усилия народа были направлены на ликвидацию экономической отсталости, нищеты, безграмотности, на построение государства, способного удовлетворить нужды его строителей.
«Индия сможет пойти по пути прогресса только путем проведения в широких масштабах курса индустриализации»,— неоднократно заявлял выдающийся государственный деятель Индии, премьер-министр республики Джавахарлал Неру.
Уже в годы первой индийской пятилетки (1951—1955) были сооружены паровозостроительный завод в Бангалоре, вагоностроительный в Мадрасе, крупнейший в Азии комбинат минеральных удобрений в Синдри. Все это первенцы индийской национальной промышленности.
Новые заводы и фабрики выросли за годы второй пятилетки, осуществление которой началось в 1956 году. За последние восемь лет выпуск промышленной продукции увеличился в республике на пятьдесят процентов.
Удвоилось производство электроэнергии. Развивается металлургическая, машиностроительная, нефтяная и алюминиевая промышленность, железнодорожный транспорт, судостроение, автомобилестроение.
Поддерживаемое широкими народными массами правительство республики взяло курс на создание и расширение государственного сектора в промышленности путем строительства крупных предприятий, принадлежащих государству. Наряду с этим в Индии поощряется и развитие частного сектора.
…В пригороде Дели, рядом с известным памятником древней индийской архитектуры башней Кутаб Минар, вот уже шестнадцать веков высится семиметровый металлический столб. Почти не тронула его за это время ржавчина — таково было искусство древних индийских мастеров. Но позже, в годы колониального господства, металлургическая промышленность Индии пришла в упадок, и до сих пор она остается на очень низком уровне. На заре двадцатого столетия крупнейший индийский капиталист Тата на американские доллары
создал в городе Джамшедпуре первый металлургический завод. Сегодня концерн «Тата» по-прежнему является монополистом в сталелитейном производстве страны. Объединяя несколько небольших заводов, он дает около двух миллионов тонн стали в год. Но для Индии, этой огромной страны, такого количества металла явно недостаточно. Вот почему индийское правительство приняло предложение Советского Союза о сооружении в Бхилаи крупного металлургического комбината и обратилось также к Англии и Западной Германии за помощью в строительстве еще двух государственных металлургических заводов.
Таким образом, сейчас сооружаются предприятия в Бхилаи, Руркеле и Дургапуре мощностью один миллион тонн стали в год каждое. Это позволит довести выплавку стали в Индии за пятилетие до шести миллионов тонн.
В ночь на третье февраля 1959 года вступила в строй первая домна Бхилаи — детище советско-индийской дружбы.
Громовыми раскатами «ура» встретили строители первое биение сердца завода. Еще немало трудностей стоит на пути молодой республики. Ведь нельзя в короткий срок избавиться от тяжелого наследия прошлого, превратить отсталую аграрную страну в развитое государство.
Но за прошедшие десять лет индийский народ прилагал большие усилия к тому, чтобы вырвать страну из цепей вековой отсталости, создать прочную базу экономической независимости.
Житницы страны
Накатанная до блеска лента шоссе ведет на юг. Всюду видны стройные нарядные пальмы. Густые кроны манго и тамариндов кивают путникам своими нечесаными головами. По обеим сторонам шоссе простерлись поля. Крестьяне, подгоняя волов, пашут землю деревянной сохой, этим древним, как сама страна, орудием, которое до сих пор стоит на вооружении миллионов индийских пахарей. Медленно, как бы нехотя ползут по дороге двухколесные повозки, запряженные ленивыми быками. Перед Бомбеем часто попадаются автомашины с белыми закрытыми кузовами. Над кабиной водителя надпись: «Колония Аари». Это — известное всей стране крупное молочное хозяйство.
Индия стоит на первом месте в мире по количеству крупного рогатого скота. Но религия запрещает индусам убивать животных.
Четверть миллиарда коров, буйволов, овец и коз бродят по скудным пастбищам, пустошам, улицам и площадям городов. По меньшей мере пятая часть этого скота не приносит никакой пользы. Да и остальной скот малопроизводителен: в стране не хватает пастбищ и полностью отсутствует производство кормовых культур.
Правительство республики долго решало, как наладить рациональное производство и гигиеническую торговлю молочными продуктами. После долгих поисков и родилась колония Аари.
На двадцати шести фермах здесь находится пятнадцать тысяч коров и буйволиц. Правильный уход дал первые результаты. Резко возросли удои: две тысячи литров молока в год получают здесь от каждой коровы. А ведь несколько лет назад удои были в десятки раз меньше.
Недалеко от фермы двухэтажное здание молочного завода. Специальные автомашины, оборудованные холодильными установками, каждый день спешат отсюда в Бомбей с пастеризованным молоком для 725 магазинов города.
Однако подобные предприятия и хозяйства еще редки в Индии. Сельское хозяйство страны все еще остается на очень низком уровне развития. Основные причины этого — пережитки феодальных отношений в сельском хозяйстве и его невероятная техническая отсталость, унаследованная от колониального господства.
Правительство республики заботится о быстром развитии сельского хозяйства, его технической оснащенности. И в этом оно пользуется поддержкой со стороны части средних и мелких помещиков, которые стремятся к переходу на капиталистический способ ведения хозяйства…
А вот государственная ферма «Сурат гарх». Она создана в штате Раджастан на базе машин и оборудования, подаренных индийскому правительству Советским Союзом. Урожай, полученный на ферме в 1959 году, в два раза выше, чем урожай на окружающих землях.
В этом же штате началось строительство Раджастанского канала, который будет одним из самых больших в мире. Его протяженность составит 720 километров. Это гигантское сооружение напоит влагой 1 575 тысяч га земли.
Дорогой дружбы
Несколько веков назад тверской купец Афанасий Никитин, пройдя через сотни испытаний и трудностей, проложил из России путь в далекую, неведомую Индию. Этот путь люди назвали «тропою дружбы».
Говорят, что дружбу не навязывают — она рождается где-то в глубинах сердца. Именно такой, сердечной и искренней, является советско-индийская дружба. Ей не мешают ни тысячи километров пути, ни заснеженные вершины Гималаев. Наша дружба растет и крепнет год от года, и «тропа дружбы», проложенная русским купцом, превратилась в широкую дорогу.
СССР помогает индийскому народа бороться с вековой отсталостью. Он предоставил республике кредиты. С помощью Советского Союза в Индии будут построены заводы тяжелого машиностроения, угольные шахты, завод горно-шахтного оборудования, теплоцентраль, нефтеперегонный завод и другие предприятия.
Общность интересов Индии и Советского Союза служит важным фактором в борьбе человечества за предотвращение угрозы новой войны, за торжество принципов мира и сотрудничества между государствами с различными политическими системами.
…В ботаническом саду Калькутты растет удивительное дерево — баньян. От его ветвей, раскинувшихся в стороны на десятки метров, спускаются вниз корни, которые, подобно корням нашего могучего дуба, глубоко уходят в землю и поддерживают гигантски разросшееся дерево. Вот так и дружба между нашими
народами, пустившая еще в давние времена свои ростки, окрепла и расцвела.
В. ЛЕБЕДЕВ
Крестьянка № 01 январь 1960 г.